Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой
Страница 1

Материалы » Этюды » Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой

Вот что пишет проф. Московской Духовной Академии Осипов А. И. .

Рассмотрим главные вопросы о Жертве Христовой: о понимании ее смысла, о том, почему она была необходима и кому была принесена, и почему Бог не мог Своею властью совершить спасение людей без этой жертвы.

Это центральные вопросы для понимания всего христианского вероучения.

Сначала о понятии греха.

Подчас мы не понимаем, насколько разные смыслы влагаются в одно и тоже понятие - грех.

Для лучшего понимания вопроса, мы должны различать между собою три типа греха.

Родовой грех - это понятие достаточно новое, но оно имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом. Родовой грех - это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не грех, в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь которая приобретается человеком или, лучше сказать, с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Родители бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династия и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому этим людям нужно посочувствовать, а мы их часто осуждаем, говорим: «Вот негодяи, преступники». Подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались, жалеть нужно больных людей, а не осуждать, и, если можно, помочь.

Личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона;

Единственным грехом, оскверняющим человека, т.е. делающим его нечистым и перед самим собой и перед Богом, это грех личный, т.е. тот, который совершается с пониманием, с сознанием, с свободным произволением человека, с сочувствием тому, что противно и совести, и закону Божию, и законам человеческим.

И третья категория, так называемый первородный грех.

Эта категория греха для нас имеет особенно большое значение, поскольку она напрямую связана с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды и, очевидно, что неверное понимание вопроса, приведет нас к неверному пониманию существа дела Христова. Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский, т.е. тот личный грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом. Это повреждение нашей человеческой природы, искажение её свойств; наши добрые по своей природе свойства, оказались глубоко искаженными, гнев на зло превратился в гнев на человека. Зависть, как доброе чувство стремления к идеалу, превратилась в злое чувство по отношению к тому у кого лучше, чем у меня. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствует о том, что мы постоянно погрешаем и против ума своего, против своей разумности и против всей своей жизни.

Итак, первородный грех, это тот грех, который не является грехом, в котором виновен каждый человек, никто в нем не виноват, кроме Адама и Евы. Но от того, что человек, предположим, родился горбатым или слепым и невиновен, это его не очень радует, он все-таки предпочел бы быть здоровым и зрячим. Так вот и то, что мы находимся в том состоянии, когда ум говорит “нужно поступить вот так”, а сердце влечет к совершенно противоположному, а тело вообще не хочет считаться ни с умом, ни с сердцем, то от этого радости никакой нет, и от этого человек весь раздроблен. И отсюда начинается хаос всей его жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной и т.д. Первородный грех - это повреждение природы. Это очень важно иметь в виду. Преподобный Максим исповедник пишет: "Два греха возникли в праотце нашем в следствие преступления божественной заповеди: один достойный порицания - личный грех, а второй, имевший свои причины, не могущий вызвать порицания. Первый личный - от произволения, а второй - от естества, (от природы), вслед за произволением невольно (?) отказавшегося от бессмертия". Афанасий Великий так и говорит, что "Грехом личным человек произвел совращение естества", т.е. повреждение его, вот что такое первородный грех. Заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Местные общинные культы
Но вообще говоря, с разложением родового строя и образованием территориальных общин центр тяжести греческой религии переместился к почитанию местных, общинных патронов - героев и богов. Местные общинные культы, державшиеся до самого конца античной эпохи, составляли од ...

Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек еди ...