Теософия и антропософияСтраница 3
Мир астральный состоит из того же «вещества», из которого состоят чувствования и желания человека, его страсти. Мир духовный — из того же «вещества», из которого состоят человеческие мысли. Согласно антропософскому учению, человек распадается на несколько самостоятельных сущностей: физическое тело, астральное тело (нечто, что возвращает человека из состояния бесчувственного глубокого сна к состоянию мыслящей и действующей души), человеческого «я» Штейнер предлагает семиричное дробление человеческой природы: физическое тело, эфирное тело, астральное тело, я, дух в себе, дух жизни, духочеловек. Однако это дробление имеет в своей основе троичное восприятие человека. По Штейнеру, духом управляет закон перевоплощения (реинкарнация), телом — управляет закон наследственности, душой — созданная ею самой судьба (карма). Связь души и тела после смерти сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к земному бытию1. Развитие человеческих органов, функция которых состоит в общении с обитателями потустороннего мира, осуществляется посредством специально разработанной системы упражнений ума, воли, чувств, так сказать, особой психической гимнастики. Штейнер выстроил целую систему ступеней посвящения с обрядами инициаций наподобие масонских. Начальные ступени включают в себя выработку эвритмии, танцы, участие в театральных мистериях, автором которых был сам основатель учения. Для посвященных читались особые секретные курсы.
Основная цель антропософии состояла в том, чтобы привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», делающему прежде недоступные, сверхчувственные дали близкими и освоенными. В необычайно многогранной, кипучей и разносторонней теоретико-практической деятельности Штейнера огромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософского движения. Сам пророк антропософии обладал незаурядными педагогическими способностями, проявившимися блестящееще в годы его студенчества.
На русской почве антропософия со времени своего возникновения нашла сторонников в лице таких крупных фигур «серебряного века» как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Это свидетельствовало не только о размытости их индивидуально-личностного национального самосознания, но и о духовной болезни русской культуры в целом, пренебрегавшей заветами Святой Руси, Святого Православия. Самым ярким последователем Штейнера в России был Андрей Белый, в русской философии и в русском миросозерцании — характерный выразитель кризиса «рубежа», человек, в сознании которого отсутствовали все «привычно консервативные пласты духа и опыта — он был существом крылатым, но лишенным корней» (Ф. А. Степун).
Вместе с тем сущность антропософского учения была глубоко понята, философски проанализирована и обнародована представителями русского национально укорененного и духовно ответственного культурного слоя. В своей книге Э. Метнер пишет, что антропософия находится в противоречии с творческой философией, которая служит Премудрости, самоотверженно отыскивая истину, устремляясь к ней как к идеалу. Оккультизм же что-то сдвигает в жизни, в понятии о ней, в ее устроении в угоду найденной им истине1.
Другое по теме:
О прощении обид. Притча о немилосердном должнике
Э
ту притчу рассказал Спаситель в ответ на вопрос Петра, сколько раз нужно прощать брату. Апостол Петр думал, что достаточно будет простить до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до “седмижды семидесяти раз,” то есть прощать нужно всегда, неограниченно ...
Правосудие, преступление и наказание.
В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни бы ...

