Теософия и антропософияСтраница 2
Главные истины теософии столь же невозможно совместить с апостольскими истинами, как истину воскресения во плоти и живого спасения во Христе с истиной мертвого (вне бытия) спасения в бесконечных циклах оккультного «самоусовершенствования .
Теософия реализует стремления падшего, обремененного грехом и не ведущего этой печальной истины человека завладеть сокрытым от него Творцом знанием.
Надо отметить, что религиозная широта взглядов в теософии на самом деле лишь тактический ход по отношению к христианству. Уравнивание себя в правах с христианством ведет к снижению Евангельского откровения до уровня — пусть по современному приготовленных — языческих учений и древних лжеучительных систем. Широкое распространение новоязыческих учений, к которым относится и теософия, после почти двухтысячелетнего господства христианской культуры свидетельствует о приближении апокалиптических времен.
Антропософия — антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Рудольфом Штейнером (1861 —1925).
Подобно своему близнецу и прямой родоначальнице, теософии, антропософия представляет собой течение индоевропейского мистицизма, эклектический конгломерат западных и восточных религиозно-оккультных учений. Антропософия как попытка демократизации теософии, ее рационализации и приспособления к интеллектуально-психологическому своеобразию западного и, в особенности, германского, духа является «протестантизированной индийской мудростью» и может быть определена как «теософия made in Germany»1.
Антропософия рассматривает человека как носителя «тайных» духовных сил, выявление которых строится в ней на «преодолении», «раскрепощении» традиционного Церковного христианского опыта, якобы не отвечающего мистическим запросам и интеллектуальным способностям, с которыми человечество подошло к 20 веку. Именуя себя «разумной теорией Вселенной», теософия осуществляет критический «пересмотр» всех религий, предлагая оккультную трактовку христианства («христософию») через реставрацию его основ, «заштампованных догматами с первых веков», как писал один из неистовых приверженцев этого учения А. Белый.
Антропософия провозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость (греч. "ανυρωπος— человек, δοφια — мудрость) как выражение полноты всесторонне развитых познавательных способностей человеческой природы2. Наиболее характерная черта антропософии состоит в заигрывании с положительной наукой. Позитивистская тенденция, выразившаяся в стремлении сделать антропософию «точной» наукой, «высшим» синтезом науки и религии, наложила отпечаток на стиль сочинений самого Штейнера, в подавляющем большинстве сухих наукообразных трактатов.
Антропософское учение (или штейнерианство) возникло в эпоху глубокого религиозного кризиса западного мира, истощения его духовных и нравственных сил. Оно было порождено временем, окрашенным апокалиптическими, трагическими тонами общего умонастроения и мирочувствования, когда почва решительно уходила у всех из-под ног. Штейнерианство получило распространение в Германии накануне и после 1-ой мировой войны, найдя сторонников прежде всего в среде художественной интеллигенции.
Какова же сущность антропософского учения, проповедуемая его создателем и адептами? Согласно антропософскому учению, первопричиной бытия и основой материального мира является духовное начало — дух. Все предметы физического мира — более уплотненные образования, состоящие из духа и души (Animus и Anima)1. Этот дух антропософия трактует как комплекс сознательных духовных существ, деятельностью которых определяются все явления физического мира, постигаемые человеческими органами чувств. Человек может проникнуть в сущность сверхъестественного мира, пробудив в себе деятельность заложенных в его природе «тайных», скрытых органов чувств (духовных органов, аналогичных телесным, типа «огненных колес» и «цветов лотоса»). Сверхчувственное постижение различает несколько других миров, которые можно свести к двум: миру души (астральному) и миру духа (духовному).
Другое по теме:
Евангельские заповеди о блаженствах
За́поведи блаже́нства
— в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3—12 и Лк.6:20—23) и дополняющие десять заповедей Закона Божьего. Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают де ...
Другие идеи Будды
Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и ...

