Православие
Страница 1

Материалы » Религии мира » Православие

Ранние церковные общины долгое время были практически на равных. Однако церкви, у истоков которых, по преданию стояли апостолы, пользовались большим авторитетом. Так, Римская епископия, основанная апостолом Петром, была признанным центром для христиан Запада; Александрийская, созданная трудами апостола Марка, - для христиан Египта; Антиохийская, ведущая начало от Петра и Павла, - для сирийских христиан, Эфесская Церковь апостола Иоанна Богослова – для общин Малой Азии.

Постепенно росло влияние Константинопольской кафедры. В IV в. ее стал возглавлять архиепископ, а на II Вселенском соборе 381 г. за ней признали второе по авторитетности место – старшинство сохранялось за Римской кафедрой.

Главные церковные области с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохи, Иерусалиме впоследствии получили название патриархатов (от греч. pater – отец; arche – начало, власть), а их епископов стали называть патриархами.

Город Константина стал именоваться Новым Римом, Царьградом, т. е. за ним признавались достоинства первого Рима, вечного города, «центра вселенной». С VI в. за Константинопольским патриархатом был закреплен титул «вселенский». Рим, опустошенный варварами, становился далекой окраиной.

В Византии были сформулированы догматы, каноны, уставы (правила жизни) Православной церкви. Они становились общеобязательными только после того, как их принимала вся Церковь. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы значим он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь вся Церковь – «Тело Христово».

В православии Предание – это не только свод священных книг, писаний и решений соборов, но и непосредственное действие Святого Духа в земной Церкви. Эта мистическая составляющая церковного Предания сохраняет преемственность и чистоту Православной Церкви с апостольских времен.

В поздневизантийское время многочисленные богослужебные уставы – типиконы – были сведены в Константинополе единый, сложный и подробный Тпикон. Ныне все поместные православные Церкви имеют единую литургическую основу. Она почти полностью сложилась в Византийской Церкви и позднее менялась незначительно.

В рамках византийской культуры были выработаны и принципы церковного искусства, ставшие каноническими для всех православных церквей.

В XV в. Византийская империя прекратила свое существование, на ее месте образовалась турецкая Османская империя. Христиане внутри Османской империи признавались законной частью населения, но их права были значительно урезаны. К тому же на практике любой начальник мог безнаказанно их нарушать. Церкви разрешались, но они должны были быть не выше обычного дома, нельзя было устанавливать кресты, нельзя было украшать храмы, нельзя звонить в колокола и т. д. В то же время турецкие власти использовали церковную организацию для управления населением: должность Константинопольского патриарха была сохранена, в нем видели залог для будущего возрождения греческого государства.

В IX-XII вв. Византийское церковь стремилась установить свое влияние на Балканах, прежде всего в Болгарии и Сербии, и здесь она сумела оказаться влиятельной Римской церкви, также претендовавшей на эти территории.

В конце Х века проявили интерес к монотеистической религии Восточные славяне, так называемая Киевская Русь.

Авторитет Церкви сохранился в период междоусобиц XI – XII вв.: иерархи постоянно выступали посредниками в спорах между князьями. «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития!» - заявлял князьям митрополит Никифор (умер в 1121 г.).

Византийская духовная культура быстро привилась на Руси и дала свои побеги.

После нашествия монголо-татар Киев оказался опустошен настолько, что митрополиты перенесли свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, а позже – в Москву, которая стала новым центром собирания земель русских в единое государство. Хотя, надо сказать, что татары – в ту пору язычники – вполне терпимо отнеслись к православной церкви, но общее запустение жизни не могло не сказаться и на церковной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Философская мысль о религии в средние века, эпоху возрождения и новое время (XVI–XVIII вв.): от философско-богословных учений о религии до формирования научного религиоведения
Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленни ...

Тайная вечеря
Пасхальная вечеря была установлена в честь той достопамятной ночи, когда ангел смерти обходил всю страну египетскую, поражая первенцев, минуя лишь те дома, которые окроплены были кровью агнца. 1То была ночь в которую Господь освободил Свой пленный народ. С этим освоб ...