Православие
Страница 2

Материалы » Религии мира » Православие

В XIV в. южные и западные русские земли, в том числе и Киев, попали под власть Литвы. Некогда единая русская митрополия разделилась. После объединения Литвы с католическим Королевством Польским (1385 г.) началось давление на православие Западной Руси. Многие православные епископы не сумели устоять против этого давления.

Две ветви христианской Церкви давно находились в противоборстве. Первое резкое разделение двух церквей, восточной и западной, греческой и латинской, произошло в середине XI в.

«16 июля 1054 г. легат римского папы Льва IX кардинал Хумберт положил на алтарь византийского столичного собора св. Софии грамоту, отлучавшую от церкви константинопольского патриарха Михаила Кирулария и всех, «кто упрямствует, не соглашаясь с верой святого римского апостолического престола и его служением». Под несогласием в «служении» имелись в виду накопившиеся к тому времени богослужебные отличия между обеими церквами, существующие и поныне. Через несколько дней последовала ответная анафема патриарха Михаила. Произошло то, что впоследствии историки назовут великим разделением, расколом, или схизмой, Римско-католической и Греко-православной церквей».

В связи с тем, что, начиная с XIII в., Византийская империя начала клониться к упадку, ее светские власти готовы были идти на конфессиональные уступки Риму в обмен на политическую и военную помощь. В 1274 г. в Лионе представители константинопольского императора подписали документ о союзе с Римом – Лионскую унию. За это император Михаил был отлучен от церкви и лишен церковного погребения. Но часть греческих священников обратились в католичество.

В 1439 г. во Флоренции опять был подписан документ о подчинении восточной православной Церкви Римскому престолу. Светские власти надеялись на помощь Европы в противостоянии туркам. Помощи Византия не получила, Константинополь расторг унию. Но Уния дала Риму юридические доводы в споре с Православными Церквами. Рим создал школы для обучения католиков восточного обряда, так называемых униатов, была подготовлена проповедническая литература для распространения в православной среде. В бывших русских княжествах, вошедших в состав Литвы и Польши, насаждалось католичество. В 1596 г. значительное число местных православных иерархов подписали Брестскую унию с Римом. Высшие иерархи принимали католическое исповедание веры при условии, что их политические и имущественные права будут расширены и будет сохранен прежний восточный церковный обряд. Но тем не менее на этих же территориях, во Львове, Вильно и в Киеве, сохранялась и православная Церковь, во Львове трудились русские первопечатники во главе с Иваном Федоровым.

Яркий след оставил в истории Церкви князь Константин Острожский, основавший в своем поселении Остроге православный просветительский центр. Попечением князя Острожского и трудами Ивана Федорова и его помощников в 1580-1581 гг. была издана первая печатная православная Библия (в 1988 г., к тысячелетию крещения Руси, Острожская Библия была воспроизведена репринтно).

В XVII в. главным центром православного образования стала Киево-Могилянская академия. Она названа так по имени её основателя митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы.

Флорентийская Уния предоставила Русской Церкви веские основания для обретения самостоятельности. В 1448 г. собор русских епископов поставил митрополитом рязанского архиепископа Иону. До этого времени митрополитов-греков в Киев, а затем в Москву присылали из Константинополя. Были редкие исключения: так, первым митрополитом из русских был современник князя Ярослава – Илларион, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати», но за двумя-тремя исключениями митрополитами в Русской Церкви были греки.

В видении пророка Даниила в Библии говорится о «четырех царствах». Константинопольские идеологи понимали эти «четыре царства» как последовательно сменявшие друг друга мировые империи: Ассирийское царство, Вавилонское царство, Персидское и Римское. Константинополь – «новый Рим» - продолжает историю Римской империи уже как православное царство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Боговоплощение. Его значение для спасения человека и его обожения по прп. Симеону
Мы уже много говорили о том, в насколько тесную зависимость поставляли святые Отцы достижение человеком своего конечного предназначения, то есть обожение и Воплощение Сына Божия. И, конечно, прп. Симеон здесь не является исключением. Напротив, Воплощение Бога занимает ...

Полисные культы
Все описанные выше религиозные верования и обряды греков, сохранявшиеся преимущественно в быту народных масс, крестьянства, представляли собой пережиток ранних форм религии, восходящих в основном к общинно-родовой эпохе или к стадии разложения первобытной общины. Что ...