ПравославиеСтраница 5
По замыслу Никона начали возводить Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Этот монастырь символизировал «перенесение» главных палестинских святынь в «третий Рим». Холмы возле монастыря получали названия палестинских гор, связанных с маршрутами Христа: Сион, Елеон, Фавор; небольшая женская обитель стала именоваться Вифание, деревня Зиновьева Пустошь была переделан в Капернаум, река Истра – в Иордан и т. п. Тем самым царство единственного православного «белого» царя («белый» в данном контексте означает «свободный от каких-либо даней и податей») заявляло о себе как преемнике и хранителе христианских святынь.
Но Никон в своих честолюбивых устремлениях зашел слишком далеко, он вознамерился поставить «священство выше царства». Таких претензий Алексей Михайлович вынести не мог. Царь, напротив, стремился ограничить церковное самоуправство и учредил так называемый Монастырский Приказ, для контроля за имуществом монастырей и инициировал законы, расширяющие права государства в отношении Церкви (Соборное уложение 1649 г.). В 1667 г. Никон был отстранен от дел и отправлен в ссылку в свой Новый Иерусалим.
С одной стороны, есть понятие: Вселенская Православная Церковь, объединяющая все поместные церкви. Но Вселенская Православная Церковь не может возглавляться человеком – ее главой православные христиане признают только Христа. Важнейшие вопросы церковной жизни решаются на Вселенских соборах – собраниях представителей всех поместных церквей. Последний собор, который православная церковь признает Вселенским проходил в Нике в 783 – 787 гг. Кроме Вселенских, есть поместные соборы, где решаются вопросы, важные для той или иной Православной церкви.
Современная Православная Церковь включает 15 поместных церквей и три автономные. По состоянию на конец прошлого тысячелетия это следующие церкви:
Константинопольская Православная Церковь, или Константинопольский Патриархат. Полный титул Константинопольского патриарха звучит так: Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Его резиденция находится в Стамбуле.
Александрийская Православная Церковь, или Александрийский Патриархат. Главу этой церкви именуют: Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки.
Антиохийская Православная Церковь, или Антиохийский Патриархат.
Церковь основана в I в. ап. Петром и Павлом. Антиохия (ныне турецкий город Антакья) в древности была столицей Сирии, и именно здесь последователи Христа стали именоваться христианами. С V в. возглавлял Церковь Патриарх Великой Антиохи и всего Востока, ныне его резиденция находится в Дамаске. Антиохия была крупнейшим центром христианского богословия.
Иерусалимская Православная Церковь, или Иерусалимский патриархат. Иерусалим – священный город для всех христиан. Здесь находятся главные христианские святыни: Голгофа – место крестной смерти Христа, Гроб Господень (место Его погребения) с храмом Воскресения. Возглавляет Иерусалимскую Церковь Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины.
Русская Православная Церковь.
Независимой от Константинопольского патриархата Русская Церковь стала в 1448 г., когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. 26 января 1589 г. во время приезда в Москву патриарха Константинопольского Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 г. право самоуправления Украинская Православная Церковь и автономная Японская Православная Церковь (в 1870 г. была учреждена Российская духовная миссия в Японии, ставшая с 1880 г. отдельной епархией).
В 1994 г. Русская Православная Церковь с автономными Церквами насчитывала 19 митрополий, 37 архиепископий и 75 епископий. Русская Православная церковь совершает богослужения по юлианскому (старому) календарю.[6]
Другое по теме:
Зороастризм в контексте мировых религий
«Их религия была религией горных вершин, храмом служил им небесный свод, центром их жертвоприношений являлся огонь, взятый из обычного домашнего очага…»
Дж. Хиннелс
Очевидно, что невозможно полностью раскрыть образ Заратуштры, не рассмотрев результат его деятельн ...
Формирование христианского характера
А теперь, пожалуй, самый сложный, но и самый актуальный вопрос: «Каким образом сформировать в себе как личности, созданной Творцом, христианский характер?» Первый шаг на пути к достижению цели – это осознание того, что твоя греховная природа требует изменений. Формиро ...