Структура религиоведения и религиозности
Страница 3

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

Религиоведение, в силу специфики предмета своего исследования, изучает закономерности, относящиеся к миру, обществу и человеку, и, поэтому, является комплексной дисциплиной. Это вытекает из коренных свойств религий. Дело в том, что конкретный выбор той или иной религии определяет стратегическую позицию, мотивацию и поведение людей в широком спектре права, закона, власти, свободы, обязанности, гражданственности, патриотизма, справедливости, счастья, добра, совести, красоты и т.п.

Оттого, для оправдания тех или иных своих установок, а также исходя из объективных потребностей научного поиска, религиоведение вбирает в себя знания многих теоретических и прикладных наук. В ней можно обнаружить элементы философии, социологии и истории, культурологии, этики, эстетики, психологии, лингвистики, политологии, права, этнологии, медицины, археологии и т.п. Отсюда, религиоведение имеет сложное содержание, строение и структуру.

Все научные школы религиоведения и теологии в качестве одних из ключевых своих категорий по необходимости рассматривают «трансцендентность

» (все, выходящее, перешагивающее за пределы), а также «имманентность

» (пребывающее внутри, свойство, внутренне присущее пред­мету). Кроме того, они различают понятия «трансцендентное

» (все, выходящее за пределы возможного опыта) и «трансцендентальное

» (априорные формы познания и сознания). Даже откровенно материалистические течения в светском религиоведении не могут обойтись без рассмотрения этих применяемых всеми религиями понятий.

И в светском, и в конфессиональном религиоведении существуют разные направления. К главным из них светские религиоведы относят: философию, феноменологию, социологию, психологию, историю и культурологию религий.

Философия религии

служит, наряду с феноменологией, единственной методологической основой светского материалистического религиоведения, так как пытается разрабатывать его наиболее общие взгляды и позиции, тем не менее, пренебрегая объективностью духовных явлений и духовности как таковых. Философия всегда интересовалась религией. В свою очередь, развитые религии активно используют достижения философии для более точного описания своей веры

. Созревание философии религии, как указывают отечественные религиоведы, происходит с XVII–XIX вв. усилиями нидерландского философа Б. Спинозы (†1677), английского философа Д. Юма (†1776), французского философа П.А. Гольбаха (†1789), немецкого философа И. Канта (†1804), немецкого протестанского теолога и философа Ф. Шлейермахера (†1834), немецких философов И.Г. Фихте (†1814), Ф.В.И. Шеллинга (†1854), Г.В.Ф. Гегеля (†1831), Л.А. Фейербаха (†1872), К. Маркса (†1883), Ф. Энгельса (†1895), Э. Гартмана (†1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (†1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (†1855), русского философа В.С. Соловьева (†1900) и др.

Симптоматично, что многочисленные, глубокие, талантливые и яркие представители традиционных созидательных религий, специалисты по философии религии (особенно священнослужители) как бы неведомы для некоторых светских религиоведов. В этом, в частности, наглядно проявляется реальное отсутствие «нейтральности» в их научной и духовно-нрав­ст­венной позиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

О зерне горчичном (Матф.13,31-32)
На Востоке горчичное растение достигает крупных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев времен Христа существовала поговорка: “Мал, как горчичное зерно.” Это сравнение Царства Божия с горчичным зерном вполне подтвердилось быстрым распространением Ц ...

Культы общинно-родового строя
Для первобытнообщинного строя характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Почти на всем его протяжении главным материалом для выделки орудий оставался камень, из которого можно было изготовлять лишь самые примитивные, с трудом поддающиеся усоверше ...