Структура религиоведения и религиозности
Страница 5

Материалы » Области и направления изучения религий » Структура религиоведения и религиозности

- различные религиозные мировоззрения и верования, понятия, представления, суждения, высказывания, структуры умозаключений, язык религий, учения об объекте поклонения, соотношения этих учений с иными взглядами на основы мира, познания, морали, права и т. д.;

- специфика и содержание религиозной философии – религиозная метафизика и онтология, эпистемология, историософия, антропология, право, этика и др.

Необходимо отметить, что современная материалистическая и эзотерическая философия религии иногда претендует на мировоззренческую и методологическую функции не только в познании различных внешних сторон религий, но даже в попытках вскрытия и объяснения их сущности.

Феноменология религии

складывается в XX веке. В ней заметно влияние, например, англо- и франкоязычного философа, историка и оккультиста М. Элиаде (†1986), немецкого философа Э. Гуссерля (†1938) и экзистенциализм немецкого философа М. Хайдеггера (†1976), представителей конфессиональных наук.

Это направление религиоведения наиболее близко подходит к духовным сущностным основам религии.

Центральными понятиями феноменологии религии представляются «священное

» в отличие от «профанного». Она с точки зрения религиозных значений, мифов и смыслов пытается понять религии, получить их систематическое описание и классификации. В светской феноменологии религии сильно воздействие оккультно-мистичес­ких взглядов на религию, обычно с принижением знаний и опыта традиционных созидательных вероучений. В конфессиональном религиоведении феноменология религии практически сливается с богословием.

Материалистическая и эзотерическая психология религии

возникает в конце XIX – начале XX вв. Как обычно, исследователи, открыто принадлежащие к традиционным созидательным религиям, в этой науке упоминаются редко. В этом направлении религиоведения используются общепсихологический и социально-психологический способы изучения религии. Оно ищет психологические закономерности возникновения, развития и действия религиозных явлений, их воздействие на внерелигиозную жизнь личности, групп, общества.

Это направление светского религиоведения базируется на гипотетическом предположении о якобы единственно психологических основах религии.

Поэтому, а также исходя из своей специализации, психологию религий интересуют преимущественно психологические аспекты религиозных проявлений. Она изучает специфику религиозно-психоло­ги­чес­ких явлений, присущих личности и группе; опирается на внешние проявления религиозно-психологического опыта. Наряду со стандартными научными технологиями ее представители разрабатывают свои методики исследований религиозности, в том числе с использованием в экспериментах над людьми психотропных и наркотических веществ. Полученным результатам зачастую придается всеобъемлющий характер.

Психологические процессы исследуются, исходя из принадлежности людей к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям. Для трактовок религиозных явлений привлекаются психологические гипотезы и направления – бихевиоризм, гештальт-психология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманистическая психология, психология самости, трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. Здесь изучается (но, неизбежно, односторонне, как психологический феномен) теоретический и практический опыт самих религий, в первую очередь эзотерических экстатических направлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Основы формирования доктрины оправдания верой М. Лютера. Основные религиозные идеи реформаторов.
Для того, чтобы иметь возможность понять сущность реформационных процессов, проходивших в нач. 16 в. в Европе, необходимо значительное внимание уделить рассмотрению религиозных идей, легших в основу Реформации. Без этого изучение истории возникновения и развития проте ...

Персия
В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Сторонники культа Митры называли его Солнцем или, как они выражались, Всепобеждающим Со ...