Структура религиоведения и религиозностиСтраница 9
В материалистическом и эзотерическом религиоведении наиболее широко представлена точка зрения, согласно которой существование религии связывается, прежде всего, с отношениями несвободы, зависимости, той областью человеческого существования, которая недоступна целенаправленному регулированию. Высказывается и обратное мнение: религия коренится в свободе и духовности человека, в его стремлении к Высшему, к Абсолюту, к Идеалу. В первом случае имеются в виду отношения, обусловившие развитие языческой религии. В любой сформировавшейся религиозной системе человек может ощущать избавление от сковывающих обстоятельств, преодолевать ограниченность. Значимую роль в стимулировании религиозных процессов имеет социальное и иное отчуждение, при которых происходят: подмена отношений людей отношениями вещей, деперсонализация; аномия, отчуждение от ценностей, норм и ролей, социальная дезорганизация, конфликты; изоляция человека от человека. Внутренняя противоречивость мира отражены в языческих и, особенно, в так называемых новейших (Новый век) религиях.
Религиозные языческие персонажи и мифы об их взаимосвязях, представляя отчуждение человека в социальных областях, сами как бы объективируются и проявляются во взаимоотношениях между людьми. Характерным примером является современное увлечение виртуальным компьютерным миром, наркотиками и психотропными веществами, оккультизмом и магизмом.
Любая религия не замкнута только на себя, она создает свою модель мира – образ человека, природы, общества. Языческие и так называемые новейшие религии, прежде всего, отражают те стороны многообразной действительности, которые обуславливают несвободу и зависимость людей. Они как бы покоряют царящие над людьми силы и отношения, закрепляют результаты в сознании, традициях, нормах, организационных «матрицах».
Религии, как ранее отмечалось, всегда живут двойной жизнью – внутренней сакральной и внешней – как один из социальных институтов. Во втором случае они играют весьма значительную роль в жизни общества. Фактически, после семьи, религии и религиозные объединения являются важнейшим фактором социализации, зависящим от специфики стран, этносов и вероучений. При выявлении религиозных явлений в правоохранительных целях важно помнить, что религиозная социализация влияет как на верующих, так и на близких им людей.
Кроме того, многим религиозным объединениям свойственны миссионерство и прозелитизм, последний характерен для деструктивных культов.
Религиозные объединения используют в разной мере практически все механизмы социализации
. Например, в Русской Православной Церкви наиболее активно применяются традиционный и институциональный механизмы. В христианских и псевдохристианских сектах обычны институциональный и стилизованный, а в восточных и неовосточных культах – институциональный и рефлексивный. В ходе социализации члены религиозных объединений выполняют ряд функций, знание которых облегчает обнаружение религиозности, в том числе и при следственных действиях.
Ценностно-ориентационная функция
состоит в том, что у людей формируется определенная система верований, взглядов и ценностей. Это достигается, прежде всего, в религиозном служении и просвещении. Регулятивная функция
Другое по теме:
Конституция о Богослужении. Литургическая реформа.
Литургическая реформа 1969 года, введшая новый чин Мессы (так называемая Месса Novus Ordo) была одним из прямых следствий II Ватиканского Собора. Фактическим автором Новой Мессы был человек по имени Аннибале Буньини.
Сейчас многие католики (прежде всего, молодого пок ...
Каковы особенности его организационной структуры.
Католицизм имеет единую, строго централизованную и иерархизированную церковную организацию. Центр католицизма и резиденция его главы – Римского Папы – Ватикан, крохотное, но чрезвычайно влиятельное город-государство на территории Рима (44 га), конгломерат современност ...

