Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой
Страница 8

Материалы » Этюды » Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой

В результате многие, кто не знал до этого греческого, латинского языков, наконец увидели в переводах и смогли осмыслить этот центральный вопрос христианского вероучения.

(Честно говоря, после всего выше сказанного все-таки остается неясным, каким образом исцеление натуры в Себе Самом передается (или передалось?) человекам. Слово начаток понятно в применении к Адаму, так как от него начались все мы и его якобы «поврежденная» натура наследовалась нами. А вот в отношении Христа, хоть Он и начаток, вопрос остается без ответа. Католики, как это сказано проф. Осиповым А. И., освобождаются от повреждения натуры при крещении, а провославные - как и когда? . ).

Профессор продолжает.

Почему же Бог не мог Своей властью спасти человека? Этот вопрос часто задается. Спасение – это свободный акт единения человека с Богом, и как только мы сказали, «свободный акт», вопрос сразу приобретает другой характер.

Афанасий Великий говорит: « Бог спасает нас не без нас». Без нашего произволения, без человеческой свободы, не возможно спасение. Но мы ставим немного другой вопрос. Почему Бог не мог исцелить человеческую природу, просто Своею властью, Своим Всемогуществом? На этот вопрос можно дать такой ответ. (Кстати, может даже, мы и не найдем этот ответ в учении церкви).

(Далее профессор излагает свою точку по этому вопросу, хотя ответ очевиден: Бог не может Своею властью исцелить человека, ибо это нарушило бы Его же принцип, - человек свободен даже в выборе между быть поврежденным или исцелиться.)

Итак профессор продолжает.

Нужно учесть, что все то, что существует, весь тварный мир, является ничем-то чуждым Богу, а является ничем иным как образом Божественных свойств. Например, как мы о художнике, о писателе судим по его творениям, по его сочинениям, и говорим, тут человек себя выразил, в этой музыке, лирики, этих картинах, так мы говорим, что и Бог выразил Себя в Своем творении. Не случайно ап. Павел пишет, что на основании рассмотрения творения Божьего мы можем говорить о Премудрости Божией. Так оказывается, все тварное есть выражение свойств Божиих, все законы нашего тварного мира, опять таки, обладают тем же самым характером и свойством.

И вот один из этих законов, который присутствует в нашем мире и свидетелями которого мы всегда и постоянно являемся, заключается в том, что любое разрушение чего-то требует для своего восстановления усилий, часто подвига, часто страданий, иногда смерти. Все зависит от того, о чем идет речь, о каких явлениях. Есть закон: восстановление, возвращение к добру требует понуждения. Этот принцип хорошо выражен в Евангелии: «Царство Божие нудится, и нуждится и восхощает е». Царство Божие приобретается усилием, Царство Божие - это благо, вечное благо. Любое благо приобретается усилием, спасение требует подвига, - это закон, являющийся отражением Божественных свойств. Мы знаем, что Бог не Всемогущий, (проходили по катехизису), что Он не может перестать быть Богом, не может создать другого Бога, не может согрешить, Он менее свободен, чем мы с вами. В данном случае еще одна иллюстрация: Он не может изменить этот закона, нарушить его, этот закон проистекает из Него, и по этому закону восстановление человеческой поврежденной природы не могло совершиться без подвига, подвига осуществленного в той человечности, которая была повреждена. Вот этот подвиг для нас выразился в Боговоплощении, в кэнозисе (греч.- истощание Себя Божеством), наконец в кресте, в страданиях и смерти. Вот почему требовался подвиг, а не простой акт всемогущества. Оно и понятно: если бы Бог мог Своим Всемогущим Словом это сделать, тогда Он мог не допустить и первого греха. и тут же сразу возвратить все на свои места. Нет и нет! То, что даром дается, способно развращать, Вот этот подвиг исцеления человеческой природы, с одной стороны, является осуществлением незыблемого закона бытия, с другой стороны, является прямым указанием всем людям на то, как и мы можем исцеляться ( Правда, только не от первородного греха) таким же путем, путем именно понуждения, подвига, ибо Царствие Божие нудится, т. е. трудами получается, надо приложить не мало усилий, чтобы войти в Царствие Божие…

Напомню, что я воспользовался материалами проф. Осипова А. И., т. к. они в сжатой форме, хотя не везде точно, освещают точки зрения различных христианских конфессий по этому вопросу.

Итак, что же получается у проф. Осипова А. И.?

Адам, нарушив запрет Господа Бога о вкушении плодов с дерева познания добра и зла, совершил первородный грех, чем повредил свою первоначально безгреховную натуру. Божия справедливость требует, чтобы грех был наказан. Но наказать Адама сразу и смертью Бог почему – то не хочет. Наверное, не удобно как – то могло получится: не успел создать, как уже нужно уничтожать. А просто так исправить немедленно поврежденную натуру Господь Бог тоже не желает, для исправления нужно потрудиться. Поврежденных Адама и Еву изгоняют из Рая на «проклятую» (Быт. 3:17) Землю.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Мифология
Греческая мифология представляет собой очень трудный объект для изучения. Следует указать прежде всего на ее крайнюю сложность. Далеко не все в этой мифологии относится к области религии, да и не все может быть названо мифом в собственном смысле этого слова. В то слож ...

Зороастризм и маздеизм
Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т. е. с учением великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты - достаточно позднего происхождения (видимо, не ране ...