Биографические сведения
Страница 2

Неплюев Н.Н. получает блестящее дворянское образование. В 1871 году Николай Неплюев поступает на юридический факультет Петербургского университета. Его студенческие годы совпадают со временем пересмотра нигилистических традиций 60-ых годов. Принципы и убеждения, над которыми еще так недавно смеялись, теперь находят новое признание. Ни Якоб Молешотт[15], ни Карл Фохт[16] – авторы известных работ в области физиологии, оказавшие огромное влияние на развитие материализма и атеизма в России 60-ых годов XIX столетия – уже не могут противостоять пробудившейся вновь потребности религиозного мировоззрения.

В то же время, у здравомыслящей и просвещенной части российского общества растет чувство ответственности перед освобожденным царем народом. Зарождается течение, в котором сходятся и кающиеся дворяне, и разночинцы. И Н.Н.Неплюев ищет свое место в нем. О времени, в котором ему выпало на долю жить и действовать, он писал следующее: «Многие реформы и крупные реформы были завершены, а всем казалось между тем, что это еще только начало, почти ничто, а что нечто заправское, хорошее где-то впереди. Об этом нечто заправском и хорошем много мечтали, а оно все не приходило, будто все оставалось по-прежнему. Крестьянин свободен, а ожидаемого превращения с ним от этого ни на другой, ни на третий день реформы не последовало. Дано земство, и опять-таки заседающие в нем гласные не только в мудрецов, но даже и в заправских граждан не обратились, а остались все такими же обывателями российскими… »[17].

По окончании в 1875 году Петербургского университета поступил на службу советником русского посольства в Германии (Мюнхен) и теперь для Н.Н.Неплюева открывается возможность блистательной карьеры. Но мюнхенская жизнь лишь обостряет психический разлад мыслей и чувств Неплюева Н.Н. Не случайно об этом периоде жизни он вспоминает так: «Жилось мне весело, что ни день, то праздник, но сердце манило назад, в бедную Россию, в серые русские будни. Бывало, стою я в роскошном зале, люстры блестят тысячью огней, гремит веселая музыка, кругом меня кишит нарядная толпа… и мерещится мне необразимая снежная равнина; маленькие, покосившиеся хижины чуть видны из-за снежных сугробов. Тускло светится в крошечных оконцах лучина . Стыдно мне станет среди всех этих веселых людей, которые во мне не нуждаются, когда у меня на родине так много страдают, так много во мне нуждаются. И дал я себе слово всю свою жизнь, все мои силы отдать на служение моей бедной родине»[18]. Таким образом, Н.Н.Неплюев вскоре почувствовал, что, дипломатическая служба, столь естественная для потомственного аристократа, не его удел. 27-летний аристократ и изысканно-светский человек, видит сон, повторившийся несколько раз, в котором он видит себя в крестьянской избе в обществе крестьянских детей, беседует с ними, и чувствует духовную отраду, какую с детства жаждала его душа[19]. Это то время, когда Неплюев Н.Н. жизнь, полную роскоши и удовольствий, решается преобразовать и осуществить в ней христианские идеалы, жившим в его душе, звавшим к самопожертвованию и служению ближним.

В 1877 году Н.Н.Неплюев оставил карьеру дипломата и, возвратившись из Мюнхена в Россию, поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. Единственно по велению совести, не строя особых теорий и планов, он решил принять на себя лично нравственную вину своих предков-дворян перед народом и посвятить свою жизнь заботам о его просвещении и благосостоянии.

С 1880 года Неплюев Н.Н. селится в родовых поместьях в местечке Ямполь и хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. С помощью матери и сестер, борясь с непониманием со стороны отца – предводителя дворянства Черниговской губернии, великосветских знакомых, увлеченных новейшими социалистическими теориями, Николай Николаевич начинает свое дело. Он создает приют для десяти крестьянских детей из беднейших семей и лично занимается их воспитанием.

В 1885 году в Воздвиженске им была учреждена мужская сельскохозяйственная школа. В 1890 году после смерти отца Неплюева Н.Н. его мать и сестры решили последовать примеру сына и брата. Они обосновались в Ямполе и там же в 1891 году основали женскую Преображенскую сельскохозяйственную школу с той же программой и с тем же житейским режимом, какой был заведен в Воздвиженской школе. Мать Николая Николаевича А.Н.Неплюева взяла на себя миссию попечителя Преображенской сельскохозяйственной школы, а его сестры Мария Николаевна Уманец и Ольга Николаевна Неплюева занялись непосредственно вопросами воспитания: первая стала руководить воспитанием девушек, а вторая – заведовать Ямпольским детским общежитием. Школы пользовались огромной популярностью среди крестьян. В них, наряду с качественным сельскохозяйственным образованием, давалось и религиозно-нравственное воспитание.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Ценностная ориентация жителей мегаполисов
Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей других населенных пунктов, находятся в иерархии распространенности такие ценности как «духовность», «милосердие», «культура», «могущество» и «демократия», а наивысший по сравнению с другими процент ...

Переход от традиционного общества к современному и изменения в религиозной сфере
Традиционные общества являются исторически первыми. Это общества, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющие источником легитимации активности прошлое, традиционный опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей. Среди них -зависимость ...