Святые
Страница 2

Неплюев Н.Н. определяет святость, как некую устойчивую гармонию духа, где разум подчиняется любви и властвует над человеческими ощущениями.

Однако Николай Николаевич отмечает то, что от первого нашего порыва любви к Богу, до устойчивой гармонии духа, то есть до святости должно пройти определенное каждому время искушений: «От этого первого порыва души нашей до устойчивой гармонии духа, при которой разум непрестанно подчиняется любви, властвуя над ощущениями, христианская гармония становится природой духа нашего и вся наша земная жизнь – одним непрерывным порывом к Богу, что и есть святость, бесконечно далеко»[228].

Неплюев Н.Н. предупреждает желающих жизни праведной и святой, что период изменения человеческой грехолюбивой человеческой природы до святости, которая обнаружится устойчивой гармонией духа, будет заполнен постоянной борьбой с грехом и колебаниями сердца и ума, которым привычен еще комфорт обычаев мира, лежащего во зле. Но теперь человек вставший на путь святости признает благодетельной и полезной лишь любовь к Богу и правде Его, теперь – это единственный истинный источник человеческого блаженства и гармонии, и потому Господь не оставляет стремящихся к Нему: «На длинном и узком пути от грехолюбия к святости предстоит длинный ряд усилий, борьбы, ошибок и падений, вначале от колебаний сердца нашего, еще не отрешившегося от любви к тому, что любить нельзя без измены Богу, потом от укоренившихся привычек ума и сердца, усвоенных в то время, когда мы жили без Бога, наконец, от непомерной сложности отношений к окружающей нас осложненной грехом жизни по обычаю мира сего. На всем этом длинном пути христианин не раз подаст повод к злорадному глумлению и беспощадному осуждению людей, но в глазах Бога, видящего сокровенное ума и сердца и судящего человека не по делам его, а по намерениям сердца его, он свят и достоин любви Бога Святого, если ошибки и падения его зависели от недомыслия, а не от сознательной измены Богу и правде Его, не от двоедушия, при котором рядом с любовью к добру живет в нас и грехолюбие»[229].

Неплюев Н.Н. указывает на признак святости – это принадлежность братскому общению. Все находящиеся в братском общении, таким образом, обнаруживают для Бога и людей свое желание стать святыми. Указание на это Неплюев видит в словах апостола Петра (1Петра 2:9): «Вот почему апостол, предоставляя Богу судить о том, кто и насколько достоин этого, называет святыми всех тех, кто, живя в братском общении с народом святым, тем самым доказывал, что желает стремиться к святости»[230].

Неплюев Н.Н. выделяет три стадии развития христианина на нелегком пути становления святости. На первой стадии Неплюев именует христианина – христианином по уму, так как в начале праведного пути разум человека признает над собой главенство и значение любви.

Когда любовь в человеке начинает себя проявлять, тогда он оказывается на второй стадии развития христианина и именуется по Неплюеву – христианином по сердцу.

Когда сила воли и неутомимое желание человека осознанно направляется на осуществление правды Божьей, когда человек чувствует, что благодать Святого Духа вспомоществует ему преодолеть любые сложности и, что теперь он готов на любые жертвы ради достижения святости, тогда вступает на третью, высшую стадию и именуется христианином по жизни: «Пока человек не признает первенствующее значение любви, мирится с преобладанием ума и ощущений в жизни своей и благодушно уживаться со строем жизни, не имеющем любовь основой своей, он не имеет права называться христианином. Как только он признал главенство любви, он стал христианином по уму, как только он почувствовал в душе своей силу отвергнуться себя и не остановиться ни перед какими жертвами для торжества любви на земле, он стал честным христианином по жизни»[231].

Неплюев Н.Н. отмечает, что греховные падения личности возможны на любой из трех названных стадий. Все происходит из-за нарушения гармонии духа, в которой разум, подчиненный любви преобладает над ощущениями: «На всех этих стадиях христианского развития можно, однако, падать по временам не только до временного преобладания разума над любовью, но даже и до преобладания ощущений над любовью и разумом»[232].

Неплюев Н.Н. говорит, что «…святость начинается только там, где оканчивается двоедушие…»[233], но даже если человек определиться с желанием стать святым, его святость не может быть абсолютной, так как человек может творить и бессознательный грех: «…не исключается, однако, возможность бессознательных ошибок, почему и не может быть абсолютной святости на земле, где был един свят, един Господь Иисус Христос»[234].

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации,[11] Гражданского кодекса Российской Федерации,[12] Федерального закона от 26 сентября 1997 г ...

Рост жречества
Огромную роль в религиозной жизни Египта играло жречество, особенно в поздний период. Оно сложилось не сразу. В эпоху Древнего царства жречество было немногочисленно и несамостоятельно. Религиозные обряды исполнялись главным образом светскими лицами— вельможами, прави ...