Понятие, сущность религии
Страница 9

Материалы » Религии мира » Понятие, сущность религии

У шамана мог быть помощник, который выполнял разные необходимые мелочи и ограждал шаман от всего, что могло отвлечь его от главного.

В большинстве случаев шаманы – это мужчины, но немало примеров у самых разных народностей, когда в роли шаманов выступают женщины. Более того, нередки случаи, когда шаманы-мужчины при камлании одеваются в женское платье и как бы воплощаются в женщину. Видимо, это рудименты древнейших верований при ведущей роли женщины-жрицы.

У чукчей, у коряков шаман воплощает в себе и мужское, и женское начало одновременно. Возможно, что в этом сохраняется память об андрогинах, существах, еще не разделенных на два пола. Об этом толкуют некоторые эзотерические культы.

В XIX и в ХХ вв. шаманов иногда трактовали как психически ненормальных людей. В настоящее время эта точка зрения оставлена: шаман только во время камлания как бы изменяет свое сознание, но то, что он при этом совершает, недоступно больному человеку, напротив, для этого нужны особые физические и духовные силы. Шаман обладает прекрасной памятью, он помнит мифы своего племени, он помнит песнопения и готов их воспроизвести, всегда с той или иной долей импровизации. Психически ненормальный человек на такое не способен.

Во все же остальное время шаман ведет обычную жизнь, ничем не отличаясь от прочих соплеменников.

Более того, шаман – это, как правило, человек бескорыстно служащий людям. Он обязан откликнуться на любую просьбу и, оставив свои дела, помогать тому, у кого появилась надобность в помощи шамана. Конечно, шаману что-то за помощь платят, но он не имеет права чего-то требовать и обходится тем, что дают. На практике шаманы нередко беднейшие люди в своем роде.

В нашей стране в годы советской власти официальное отношение к шаманству было резко отрицательным, но теперь положение меняется. Шаманство становится предметом изучения, признаются определенные медицинские и иные успехи шаманов, что подлежит дальнейшему изучению. Возрождается шаманство и у индейцев Америки.

Хотя есть основания предполагать, что исходной религиозной формой был монотеизм, тем не менее, затем почти повсеместно утверждались те или иные формы политеистических религий, которые в русской традиции принято называть языческими. Обычно под язычеством понимается многобожие, однако главное состоит в том, что язычники вместо Творца обожествляют тварь, т. е. люди начинают почитать не Бога, а созданное, сотворенное Богом.

Язычество чрезвычайно живуче, ибо проще почитать нечто близкое, доступное, чем Таинственного Непостижимого Творца. Поэтому люди начинают боготворить материальное богатство, научно-технический прогресс, классиков литературы и искусств, основоположников марксизма, вождей партии, звезд эстрады и спорта и т. д.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Другое по теме:

Православные церкви в современном мире
В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Римской, воз­главляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские тра­диции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях ...

Основные функции религии
Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция. Выступая в роли всеобъясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в ее самой ранней и примитивной модификации была приз ...