ИудаизмСтраница 7
После падения Иерусалима война с римлянами продолжалась еще три года. Одной из последних пала крепость Масад, защитники которой предпочли покончить с собой, но не сдаться римлянам.
В 132 г. началось второе восстание, которое продолжалось три года, но и оно также было подавлено. Руководителем этого восстания был Шимон Бар- Кохба, что означает «сын звезды». Человеком он был горделивым, ему приписывают слова, с которыми он якобы обратился к Господу: «Господи! Можешь не помогать – только не мешай!». Противники этого человека переделали его имя в Бар-Козиба, что означает «сын лжи». С этим именем он вошел в Талмуд.
Во время и первого, и второго восстания евреи не были сплоченным целым, они продолжали вести внутренние гражданские войны, в частности между сторонниками фарисеев и саддукеев.
Евреи старались жить по Торе, т. е. разные житейские ситуации старались разрешить, согласно идеологии Торы. Но Тора, естественно, содержала только общее учение, а не конкретные предписания к тем или иным жизненным ситуациям. Постепенно из таких практических применений Торы складывался особого рода комментарий, сохранявшийся в устном виде и передававшийся от мудреца и учителя к ученику. После столетий устного бытования объем этого комментария стал труден для устной передачи, и возникла необходимость записи ценного практического опыта.
На рубеже II-III в. н.э. был составлен письменный труд, обобщивший этот устный материал. Труд получил название Мишна. Мишна, в свою очередь, также стала объектом толкования и комментирования, и этот комментарий также был записан и получил название Гемара.
Слово Мишна означает «повторение», она была написана на иврите в Галилее. Гемара – означает: «учить, разбирать», написана на арамейском в Вавилоне.
В широком смысле Талмудом называют Мишну и Гемару, в узком - только Гемару. Поэтому различают палестинский Талмуд, имея в виду совокупный текст, и вавилонский Талмуд ‑ только Гемару.
Есть еще одно важное слово: Галаха – это рассуждения и выводы, как следует поступить, чтобы остаться верным Торе. Галаха имеет вид закона или правила. Галаха указывает правильный путь.
Талмуд – это не свод догматов, метод Талмуда достаточно диалектичен: принцип изучения Талмуда гласит, что путь к истине не менее важен, чем сама истина, процесс изучения имеет самостоятельную ценность. Слепая вера не поощряется. Поэтому, помимо Галахи, в Талмуде есть Агада, т. е. тексты, из которых нельзя сделать однозначного формального вывода – это всякого рода притчи, нравоучительные истории, размышления. Содержание Талмуда не сводится к религиозным только проблемам: Талмуд – это энциклопедия знаний по истории, философии, медицине и многому другому.
Для евреев Талмуд – это основа их бытия. В условиях рассеяния на огромном географическом пространстве, не имея собственной государственности, евреи сохраняли общие принципы жизни, именно потому, что у них был Талмуд. Но весь Талмуд слишком объемен – это 20 томов. Но в XII в. еврейский ученый, известный в европейском мире под именем Маймонид (Моше бен Маймон, аббревеатурное имя – Рамбам) создал краткий свод законов Талмуда вместе с наиболее важными комментариями – «Мишне Тора».
Еще более краткий справочник «Шулхан арух» («накрытый стол») был создан в XVII в. И по сей день желающие стать раввином сдают экзамен по этой книге.
Другое по теме:
О победе мира к ученикам Христовым
Рассказав апостолам о деятельности Святого Духа в мире, в третьей утешительной речи Христос объяснил им значение Утешителя для них лично:
«Еще многое имею сказать вам, но вы теперь можете вместить?
Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».
...
Другие идеи Будды
Гаутама Будда не признавал существование единого вечного Бога. Он верил, что во Вселенной обитают различные божества и демоны, но смотрел на них как на временных существ, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и ...