Иудаизм
Страница 6

В 586 г. до н. э. пал и Иерусалим, разгромленный Вавилоном. Храм был разрушен, Ковчег Союза исчез. Это событие стало религиозной и политической катастрофой для иудеев. Вставал вопрос: если евреи действительно народ Божий, если они действительно Божии союзники, как Бог допустить такое унижение и поругание?

Объяснение этому дал пророк Иеремия. Пророк предсказывал, что вавилоняне одержат победу не только благодаря военному превосходству, но и по замыслу Бога. Бог послал вавилонян на евреев за их грехи. Следовательно, дело не во внешних обстоятельствах, а в самих иудеях. Но в этом же и спасение: изменив самих себя, можно изменить мир и саму историю. У иудеев появилась надежда и однажды она исполнилась. В 539 г. до н. э. Вавилон пал под ударами персидской армии. Царь Кир II, названный пророком Исаией помазанником и пастырем Божиим, отпустил пленников на родину.

Под руководством Ездры и Неемии евреи сумели восстановить Иерусалим, который был полностью разрушен, построили они и Храм, получивший название «второго». Ездра заложил традицию публичного чтения Торы. В Танах вошли книги, названные именами Ездры и Неемии.

Евреям пришлось конфликтовать с самаритянами: теми израильтянами, которые избежали ассирийского плена, но смешались с пришлыми племенами. Самаритянами они называются по имени столицы древнего Израильского царства – Самарии. Самаритяне имеют свою Тору, которая текстуально существенно отличается от еврейской (6 тысяч расхождений). Самаритяне и поныне есть в Израиле, они приносят жертвы Богу на священной для них горе Гаризим, однако осталось их немного – человек 500.

Этими словами обозначаются три религиозно-политических движения внутри иудаизма.

Буквально слово «фарисеи» означает «отделившиеся». Отделялись они потому, что стремились к ревностному выполнению заповедей, но именно поэтому они постепенно стали во главе народного движения. Они считали, что на первом месте должна быть воля Божия, а не царская.

Слово «ессии», возможно, обозначает «благочестивые», или «молчаливые». От фарисеев ессии отличались тем, что считали невозможным праведное служение Богу в народе и даже в Храме, ибо все осквернено. Ессии удалялись в пустынные места на берегах Мёртвого моря и создавали там свои общины. У ессеев не было никакой частной собственности. Они обрабатывали землю, а всё свободное время проводили в молитве и изучении священных книг.

Слово «саддукеи» происходит от имени основателя движения Цадока. Саддукеи были аристократической партией – политической и экономической элитой еврейского общества.

Саддукеи признавали только письменную Тору, тогда фарисеи опирались и на устную. В VII в. н. э. преемниками саддукеев стали караимы. Многие идеи и обычаи ессеев были восприняты христианским монашеством.

Фарисеи же остались основными носителями еврейства на все последующие века вплоть до нашего времени. Фарисейская мудрость нашла выражение в Талмуде – книге, в которой уместилось духовное наследие прошлого еврейского государства.

В 63 г. до н. э. в страну Израиля вошли римские легионы. Вошли они по приглашению одной из враждующих сторон, но, войдя, остались надолго – на семь столетий. Только в 614 г. их вытеснили персы.

Римляне от всех народов, входящих в состав империи, требовали почитания их богов, в том числе и обожествленной персоны очередного императора. Лишь для евреев они сделали исключение и позволяли им сохранять свою религиозную организацию и свою веру.

Тем не менее, в Иудее время от времени вспыхивали восстания против римского господства. В 70-ом г. н. э. римские войска осадили Иерусалим и, ворвавшись в город, разрушили Храм. По преданию это случилось в тот же день календаря, что и разрушение Первого Храма вавилонянами – девятый день месяца ава (июль – август).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Современная проблематика религии
В настоящее время вопрос религии стоит весьма остро. Еще несколько столетий назад религиозное влияние было повсеместным, очень могущественным, существование Бога не ставилось под сомнение, теперь же это можно наблюдать лишь в странах восточного мира и странах, развити ...

Гонения на христианство в первом столетии
В годы правления Нерона (54-68 н.э.) в Риме летом 64 года случился страшный пожар. Согласно Тациту, пожар вспыхнул при весьма странных обстоятельствах, которые оправдывали любые подозрения. Пламя вначале принялось буйствовать в районе цирка, затем достигло Палатинског ...