Иудаизм
Страница 4

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Господа напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Это Синайское откровение датируется концом XIII в. до н. э. Следовательно, в течение 33 веков еврейское сознание, а позже и христианский мир, воспитывались на этих принципах, которые кому-то могут показаться слишком простыми, но тем не менее остаются для человечества программой действий, все еще не решенной.

В мире, где война и убийство были нормой и доблестью, властно сказать – «не убий» значило не мало; в мире, где отнятие чужого также было нормой от имени Бога сказать «не кради», «не желай дома ближнего твоего» - также значило много.

Разумеется, эти принципы постоянно нарушались и евреями, и христианами, но важно то, что это теперь стало осознаваться как нарушение Союза с Богом. Теперь уже нельзя было сказать себе: «Какое дело Создателю неба и Земли до осла моего соседа?!». Бог сказал и об этом. Фактически любая непорядочность по отношению к другим людям становится в соответствии с Десятью Заповедями нарушением категорических Божиих повелений.

Считается, что Десять Заповедей были записаны на каменных пластинах, которые называют Скрижалями. Скрижали были святыней еврейского народа. Их поместили в специальный ларь, называемый Ковчег, в котором их перевозили во время странствий. Затем, когда евреи завоевали Ханаан и выстроили храм, это было при царе Соломоне, Ковчег со скрижалями находился в самой священной части Храма – Святая Святых. Ковчег исчез после разрушения Храма вавилонянами.

Откуда человек может что-либо знать о Боге? Ведь Бог невидим, непостижим. Еврейский поэт XI в., живший в Испании, Шломо ибн Габироль сказал: «Бог – это Тайна, где мысли наши истощаются и останавливаются». Но, тем не менее, у человека есть возможность составить какое-то представление о Боге. Бог проявляется в своих творениях: в природном мире, в человечестве, в истории. Есть путь мистического постижения Бога, но он доступен избранным, святым.

В иудаизме основной путь познания Бога связан с постижением Торы – там Бог говорит с человеком. Тору (напоминаю, что для христиан – это Ветхий Завет) может читать не только раввин или философ, но и каждый, любой человек.

Иудаизм возник в среде язычников, исповедовавших многобожие. При этом мир как бы разрывался на части, нередко враждебные друг другу. У каждого народа был свой бог, которому противостояли боги других народов, у каждой сферы деятельности было свое божество, и даже боги одного народа не всегда были в мире друг с другом. Мир делился на «наших» и «ненаших», и то, что было непозволительно среди «наших», вполне допускалось для «ненаших», т. е. не было единой нравственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Школьные годы
В 1839 году, когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, с большим трудом собрав скудные средства, отвез сына в Архангельское приходское училище. Однако учение на первых порах шло крайне туго. Мальчика мучила мысль о родном доме, о нищете родителей, именно в это время ...

Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
В предыдущей теме мы установили структуру религиоведения, рассмотрели своеобразие в подходах к исследованию религии представителей богословско-теологической, философской и научной мысли, выявили их воззрения на источник и природу религиозного феномена. Теперь необходи ...