Иудаизм
Страница 1

Древнееврейским языком был иврит. На иврите слова «Иуда» и «еврей» - практически синонимы. Поэтому слово «иудаизм», в сущности, обозначает еврейство как цивилизацию, как культуру, включая, разумеется, и религию. Но все же, в узком смысле, слово «иудаизм» обозначает религию.

Названия религий могут быть связаны с именем основателя – например, зороастризм или конфуцианство; могут быть связаны со статусом основателей – христианство, буддизм (для нас, правда, Христос звучит как имя, но это слово означает мессию; Буддами могут разные личности). Ислам, даосизм – эти слова означает некие центральные понятия в религиях. Слово же «иудаизм» отсылает к еврейскому народу, т. е. религия названа по имени народа. И действительно, для иудаизма весьма существенно рождение иудейского народа, его история, его взлеты и падения. Заветы и запреты Бога, главные принципы религии обращены не ко всем, а именно к иудеям. Так что для понимания иудаизма как религии важно понять, что такое «еврейство», почему здесь важна национальная тема.

Евреи и в своем мнении, и в более широкой оценке – это «избранный» народ. Что это означает? Ответить на это не просто. На земле не было народа, который бы отвечал замыслу Бога относительно человечества. И Бог решает создать подходящий народ. Для этого Бог выбрал одного человека – нееврея, потому что евреев тогда не было – и из этого человека Бог решил вырастить народ ‑ как из семечка вырастает дерево, а потом лес. Избранником стал арамей, т. е. выходец из Аравии, Авраам, которому Бог поведал: «…ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Авраамом, но будет тебе имя: Авраам» (Быт 17: 4-5). Итак, Авраам – переводят как «отец высокий», а Авраам как «отец множества».

Таким образом, Авраам вступает в особые отношения с Богом и берет на себя обязательства, соответствующие этим отношениям. Так надо понимать его избранность.

Обязательства Авраама сохраняют силу и для его потомков, их выполнение становится содержанием еврейской истории. Это означает, что Бог создал евреев для какой-то особой миссии. Евреи с момента своего избрания и на протяжении всей мировой истории должны выполнять особую задачу. Согласно еврейской традиции, понятия «евреи» и «история» неразделимы. Пока будет продолжаться история, в ней будут действовать евреи: финиш пути, начатого Авраамом, произойдет только тогда, когда пришедший Мессия соберет евреев со всех сторон света в Земле Обетованной, т. е. в нынешней Палестине.

Еврей может протестовать против обязательств, принятых Авраамом и Моисеем, уклоняться от их выполнения, заявлять, что «он тут ни при чем», может даже вообще не знать о них – это не меняет дела, поскольку обязательства существуют независимо от отношения того, кто обязан их выполнять. Ортодоксальный иудаизм считает, что евреи обязаны их выполнять.

Слово «избранные» в самосознании евреев не означает, что евреи считают себя лучшим народом в сравнении с другими. Вне своих особых отношений с Богом, евреи такие же люди, как и все прочие. Танах полон описаний отвратительных поступков, совершенных евреями. Избранность, т. е., означает, что Бог возложил на еврейский народ определенные задачи.

Отношение иудаизма к другим религиям определяется тем, как они соотносятся с заповедями, которые Господь дал сыновьям Ноя (о них немного ниже). Человечество, с т. зр. иудаизма, не нуждается в религиозной унификации, к Богу можно идти разными путями. Разумеется, евреи считают свой религиозный путь самым лучшим. Но только для евреев.

Уникальная роль еврейского народа в мировой истории – это неоспоримый исторический факт. Племя Авраама за 2 тысячи лет до Рождества Христова имело в истории те же стартовые позиции, что и сотни других племен в разных регионах мира, например, коряки Камчатки или зулусы в Африке. Но на весах мировой истории роль этих племен несравнима с ролью еврейского народа. Само существование и развитие этого народа на историческом фоне рождений, расцветов и крушений могучих царств и империй есть историческое чудо, которое может быть объяснено только Божьим водительством. При тех испытаниях, каким подвергался еврейский народ за 4 тысячелетия своей истории, он давно должен был исчезнуть с исторической сцены. Что осталось от тех народов, рядом с которыми развивалась еврейская история? Напрочь исчезли древние египтяне, бывшие хозяева евреев, исчезло Вавилонское царство, когда пленившее этот народ, ушли в небытие древние ассирийцы, персы, пал великий Рим, поработивший евреев, а они сохранились как нация и продолжают быть активными членами современной истории. Разбросанные по всему миру, евреи нигде не утрачивают своей национальной идентичности, они заключают инонациональные браки, но и это не мешает им оставаться евреями, помнящими религию и обычаи своего народа. Именно такой народ, с одной стороны, универсальный, всечеловеческий, а с другой – способный сохранить свой собственный внутренний стержень – мог стать носителем мировой религии. Еврейская культура стала тем горнилом, в котором сплавлялись воедино ценности дохристианского человечества. Многое из того, что было в Египте и Вавилоне, Греции и Иране, нашло свое завершение в Ветхозаветной религии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Всеобщее священство и священство иерархическое
В христианской церкви существует два вида священства: всеобщее и иерархическое. К сожалению, догматическая разработка учения о всеобщем священстве значительно отстает от раскрытия сущности и значения священства иерархического. Под всеобщим священством Церковь понимае ...

Христология
Учение о Лице Господа Иисуса Христа - второй основной догмат. Бог Сын рождается в вечности, до возникновения мира, но две тысячи лет назад Он воплотился, родившись человеком от Духа Святого и Девы Марии, соединив в Себе две природы (сущности): Божественную и человече ...